Куда ведет выход из особого порядка

Основные решения по уголовным делам принимают прокуроры, а не судьи. Это утверждение может показаться немыслимым и характерным только для России. Однако так обстоит дело как минимум в 54 странах мира, и там с прокурорами договариваются о признании вины: признание вины в обмен на перспективное наказание.

В 2018 году мы уже рассказывали, как работает этот механизм («Прокурор важнее судьи», см. «Ведомости» от 12. 09. 2018). Во всем мире доля предварительных решений по вопросу вины растет, а в России в 2019 году она снизилась. Что происходит?

Особые поручения стали наиболее значимой опцией для договоров о вине по итогам 2018 года. Две трети дел, по которым такое соглашение было возможно, рассматривались в суде. В этом случае подсудимый соглашается с обвинениями и просит суд не рассматривать все его дело, а лишь вынести приговор. Это экономит значительные ресурсы суда и помогает его структуре. Вместо как минимум 7-10 полных заседаний формальные дела рассматриваются за 1-2.

Все это изменилось в 2019 году. Именно тогда произошло значительное сокращение доли особого производства на 10 процентных пунктов: 55,8 % дел по сравнению с 65,2 % в 2018 году. Обвиняемые стали реже ходатайствовать об этом? Или есть другое объяснение?

Две флешки вместо одной

В апреле 2019 года в Государственную думу был внесен законопроект о запрете применения некоторых процедур в отношении тяжких преступлений. В качестве «фильтра» реформы выступал весь Верховный суд, однако генеральный прокурор Юрий Зика утверждал, что мера обсуждалась совместно. В феврале 2020 года законопроект прошел первое чтение. Депутаты предлагают полностью отказаться от договоров с прокуратурой и расследовать все дела с полным изучением доказательств.

Отказ от специальных судебных разбирательств означает увеличение многократной нагрузки на судей, прокуроров, адвокатов и службы сопровождения. Осенью 2019 года судья Ярославского районного суда Краснолепского района Андрей Крапин вынес частное определение в адрес генерального прокурора Чайки с просьбой разобраться в «неразумной практике прокурора». Это решение было почти сразу же отменено Ярославским районным судом, но причина проблемы была установлена. Прокурор подал прошение об отставке в связи с особым производством.

Институт проблем правоохранительных органов Европейского университета в Санкт-Петербурге при поддержке Фонда «Камовники» проводит исследование правосудия в малых городах. -Наблюдения Института показывают, что в разных регионах ситуация сильно различается. В одних местах прокуроры по-прежнему отдают предпочтение специальным процедурам, которые значительно облегчают их работу. С другой стороны, в других местах местные прокуроры используют этот курс, чтобы значительно сократить долю специальных процедур, которые действительно реализуют на практике цели, поставленные местным прокурором. Например, в одной из столиц региона, городе-миллионнике с большим объемом уголовных дел, доля особых процедур должна быть снижена до 50 % от общего числа дел. В менее крупных городах региона почти все уголовные дела, перемещенные прокурором, рассматривались в рамках общего производства.

Прокуроры чаще всего называют три причины отказа от переговоров Первая: если признание является единственным непосредственным доказательством по делу, а остальные элементы являются лишь косвенными. В таких случаях качество предварительного расследования суда, безусловно, оправдано. Но возникает вопрос: почему прокуратура утверждает обвинение и направляет дело в суд с ненадлежащим постановлением при появлении прокурора, если он не требует качественной работы от следственного органа? Впрочем, наши собеседники говорят, что в таких случаях, не имея поддержки прокуратуры, они склонны отказывать в особом порядке. Второе: в большинстве случаев отказать в особом порядке можно будет потому, что он меняет задатки обвиняемого в ходе следствия. Третье: просьбы обвиняемого о наркотической или психиатрической помощи. (Факт психического заболевания учитывается не только в момент совершения преступления, например, представляется действительно разумной причиной для самооговора), но и вообще постановка на учет в наркологических и психиатрических ассоциациях на протяжении всех событий жизни. Если вспомнить, что 60 % всех обвиняемых — безработные, а это связано с большим риском, становится ясно, что спектр причин очень широк.

Каковы последствия этой «тихой реформы» общества? Судебная статистика показывает, что к 2019 году снизилась структура тяжких преступлений на 11 БК, а также более значимых дел на 13 БК — дел средней тяжести (в меньшей степени — дел небольшой тяжести). 8 БК). Если отказ от специальных процедур действительно помог прокурорам более критически подходить к изучению сложных и не проясненных дел, то почему такая доля и почему уменьшилось количество дел средней и малой тяжести? Повсеместно ли произошел механический отказ от особых процедур?

Советуем прочитать:  Прокладка ЗИЛ-130 коллектора впускного комплект силикон 13010081148215

Реформы вызывают беспокойство у судей и других сторон. В 2018 году на уровне областных судов было завершено менее 444 000 дел, а в 2019 году областные суды завершили менее 536 000 дел, что на 20,6 % больше нагрузки (без учета тестирования веществ). Таким образом, понятно, что массовый отказ прокуроров от особых поручений создает дискомфорт для судей в тех регионах, где они выполняются. Каждый судья областного суда, рассматривающий уголовное дело, сталкивается с непосильной задачей. Это как справиться с растущим количеством дел, одновременно рассматриваемых в многочисленных организованных заседаниях. Работа судей в системе оценивается по времени, необходимому для выигрыша дела, и отмене специальных постановлений на этом этапе. А к 19 марта коронариум, распространившийся по Эн, был беременен еще одной опасностью. Больше судебных заседаний, больше свидетелей, больше экспертов, вызванных в суд, больше экспертов, вызванных в суд, увеличивали риск заражения и распространения вируса.

Изменило ли сокращение доли особых процессов что-то в качестве уголовных расследований? В 2019 году доля невиновных лиц и лиц, чьи дела были завершены в связи с реабилитацией, осталась неизменной — до 0,4 %. Количество случаев незаконного преследования не увеличивается. Почему прокуроры уходят из особого порядка? Теперь мы видим, как задача расследования переходит к судам.

Автор — социолог, научный сотрудник Института правовых проблем Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Когда мы интересуемся знаменитым уголовным процессом дознания, часто ли мы слышим или читаем о нем в СМИ?

Что вы имеете в виду под специальными процессами? При каких условиях это возможно? Нарушает ли это права потерпевшего? И какие изменения произошли в последнее время в законодательстве, регулирующем ведение особого уголовного производства?

О новых изменениях в уголовном судопроизводстве, касающихся рассмотрения уголовных дел судами в особом порядке, мы сегодня беседуем с советником прокурора республики по уголовным делам и правосудию Натальей Докторовой.

Наталья Анатольевна, что означает особый порядок рассмотрения уголовных дел и как часто он применяется.

Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением, применяемый судами вот уже более 17 лет, в последнее время претерпел кардинальные изменения.

Смысл особого порядка рассмотрения уголовных дел заключается в экономии времени, сил и средств в процессе, что значительно ускоряет процедуру уголовного судопроизводства на судебной стадии.

Говоря упрощенно, особый порядок в суде – это процедура, во время которой не изучаются доказательства вины подсудимого, так как он со всем согласен и не настаивает на тщательном судебном разбирательстве своего дела.

В первом полугодии текущего года судом республики рассмотрено 2536 уголовных дел, по которым вынесено итоговое решение. Из них 773 дела были расследованы в особом порядке, когда обвиняемый согласился с обвинением, то есть 30 %. В прошлом году в таком порядке было рассмотрено около 38 % дел.

Чаще всего этот порядок применялся в уголовных делах (кражи, грабежи, мошенничество), уголовных делах против жизни и здоровья (умышленное причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью), здоровья населения и общественной нравственности (незаконное приобретение, хранение, перевозка). (отсутствие умысла на сбыт наркотических средств в крупном размере и в больших количествах).

При каких условиях суд применяет те или иные действия для вынесения приговора?

Прежде всего, особый порядок расследования уголовного дела при согласии подсудимого с предъявленным обвинением представляет собой упрощенную форму судопроизводства.

Как следует из названия, уголовное дело может быть рассмотрено в таком порядке, если подсудимый согласился с обвинением только по своему ходатайству. Ходатайство может быть подано обвиняемым по окончании предварительного следствия или в конце предварительного слушания, когда он ознакомлен с основными эпизодами уголовного дела.

Особый порядок расследования уголовных дел не распространяется на уголовные дела в отношении несовершеннолетних. Это связано с тем, что по закону суд должен выяснить жизнь и воспитание несовершеннолетнего, уровень его психического развития и другие особенности личности. Наказание. Это возможно только в рамках общего судопроизводства. Особый порядок также не распространяется на процедуру применения принудительных мер медицинского характера.

Суд, решая вопрос о возможности рассмотрения уголовного дела в порядке особого производства, руководствуется выполнением обязательных условий, предусмотренных законом об уголовном судопроизводстве. А именно: заявление ходатайства подсудимым защитника и признание подсудимым его характера после консультации с ним, результат рассмотрения ходатайства, отсутствие возражений со стороны потерпевшего и прокурора, подтверждение со стороны категорий и доказательств по уголовному делу, понимание подсудимым содержания категорий и полное согласие с ним.

Советуем прочитать:  Образец заполнения декларации по ЕНВД для ИП и ООО в 2021 году

Слушание проводится без исследования доказательств в общем порядке. Это означает, что не заслушиваются потерпевшие, свидетели и обвиняемый, не исследуются письменные доказательства. Вместе с тем, чтобы установить и учесть все обстоятельства, влияющие на назначение наказания, суд изучает материалы, характеризующие личность подсудимого. Кроме того, он может рассмотреть материалы, касающиеся мер пресечения, процессуальных издержек, вещественных доказательств и политического воспитания.

Вы сказали, что обвиняемый должен осознавать характер и последствия своего ходатайства для рассмотрения дела с применением особых положений. Не могли бы вы рассказать нам, каковы эти последствия?

Прежде всего, последствия рассмотрения дел в рамках такого производства связаны с наказанием. Так, в соответствии с частью 5 статьи 62 Уголовного кодекса Российской Федерации и частью 7 статьи 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации штраф по приговору суда не может превышать двух максимальных сроков или размера более строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Например, лицо обвиняется в совершении кражи с причинением крупного ущерба гражданину. Если уголовное дело рассматривается в порядке особого производства, то максимально возможное наказание составляет три года и четыре месяца.

Во-вторых, если уголовное дело рассматривается в порядке особого производства, осужденный освобождается от возмещения судебных издержек, в том числе связанных с оплатой услуг защиты.

И самое главное — приговор, вынесенный в особом порядке, не может быть изменен впоследствии в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Иными словами, он был лишен права оспаривать обстоятельства совершенного им преступления, включая время, место, состав преступления и размер ущерба.

Какие изменения были внесены в упомянутое вами законодательство?

Согласно новым поправкам в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, вступившим в силу 31 июля этого года, особый порядок применяется только по уголовным делам небольшой и средней тяжести. Ранее, до внесения изменений, в особом порядке могли рассматриваться уголовные дела о тяжких преступлениях, то есть преступлениях, наказание за которые по Уголовному кодексу РФ не превышает 10 лет лишения свободы.

Это связано с тем, что дела о преступлениях, квалифицируемых как тяжкие в связи с повышенной общественной опасностью, очень сложны и требуют высокой степени процессуальных гарантий правосудия, что может быть обеспечено только при рассмотрении дела в общем порядке. судебного разбирательства в условиях соблюдения принципов непосредственности и устного исследования доказательств в судебном заседании.

Кроме того, в ст. 316 УПК РФ введено положение о том, что судья при рассмотрении уголовного дела в порядке особого производства вправе вынести постановление о завершении уголовного Дело.

Ухудшает ли новый закон положение обвиняемого? И распространяется ли он на уголовные дела, по которым обвиняемый был осужден в порядке особого производства до внесения поправок?

Что касается наказаний, грозящих обвиняемому, то поправки в УПК ухудшают его положение, поскольку он теряет право на льготное наказание, назначенное в порядке особого производства (не более двух-трех максимальных сроков или размера более строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление).

Что касается полного права на судебное разбирательство и полного пересмотра дела в апелляционном порядке, то оно улучшается.

Однако процессуальное законодательство не имеет обратной силы. Поэтому важно учитывать это при планировании конференции, а не как вопрос наказания. Момент, когда принимается решение о форме прослушивания, является решающим. Так, уголовные дела о тяжких преступлениях, возбужденные с момента вступления в силу нового закона, по-прежнему рассматриваются в том порядке, в котором они были вручены.

Процессуальные права пострадавших не нарушаются в рамках особого производства

Одним из обязательных условий рассмотрения уголовного дела в порядке особого производства для принятия судебного решения является согласие пациента.

Если подсудимый заявляет ходатайство об особом порядке судебного разбирательства, то при отсутствии возражений потерпевшему должны быть разъяснены процессуальные особенности данной формы судопроизводства, в том числе правовое положение о возможности рассмотрения уголовного дела без проведения судебного разбирательства.

Если потерпевший заявляет о нарушении своих прав, невыполнение этого требования является основанием для отмены решения, вынесенного в порядке особого производства.

В то же время закон не требует, чтобы жертва знала, почему эти лица возражают против решения без проведения судебного разбирательства.

Таким образом, закон не затрагивает права потерпевших, желающих, чтобы их уголовное дело было рассмотрено в порядке общего судопроизводства.

Если уголовное дело рассматривается в порядке особого производства, суд может рассмотреть гражданский иск потерпевшего, если это целесообразно.

Необходимо изменить особый порядок

Особый порядок судебного разбирательства — пожалуй, один из самых актуальных вопросов, обсуждаемых юристами. Я слышал совершенно полярные мнения, но даже самые несовместимые противники сходятся в одном: этот процесс — не дело суда. Этот процесс необходимо изменить.

Советуем прочитать:  Правила взыскания алиментов: ТОП-10 советов семейного адвоката

Напомню, что цель введения специальных положений — процессуальная экономия, чтобы избавить суды от необходимости выполнять свою формальную работу с явным интересом к исследованию доказательств. Однако на практике хорошие идеи оборачиваются проблемами.

Основные претензии к применению специальных процедур сводятся к их использованию для давления на обвиняемых. Если раньше следователи и агенты рассказывали людям о пользе признаний, то теперь они в полный голос заявляют им о преимуществах рассмотрения дел в особом порядке.

Это основная причина жалоб коллег на особые процедуры. Произошло явное смещение механизма, задуманного судами, в сторону удобного способа сворачивания волеизъявления на стадии предварительного следствия.

Особая процедура судебного пересмотра означает снижение максимально возможного срока наказания, что может послужить стимулом к активному раскаянию, компенсировать причиненный вред и уберечь других участников от преступного поведения. Для каждого, кто решил идти своим путем и, возможно, неправомерно нарушает закон, а также не убежден в сторонниках антиобщественных взглядов, консенсус в особом процессе — это средство покаяния. По моему глубокому убеждению, применение специальных процедур может максимально расширить возможности осуждения всех категорий правонарушений, то есть гарантировать достаточную свободу выбора.

Однако, на мой взгляд, этот институт не должен существовать в той форме, в которой он реализуется в настоящее время. Глава VIII от 11 апреля 2019 года о внесении изменений в статьи 314 и 316 УПК РФ Инициатива Верховного Суда РФ, выраженная в Постановлении № Я не думаю, что она имеет смысл, так как не способствует достижению цели повышения процессуальных гарантий прав личности. в уголовном преследовании. Таким образом, предлагаемое исключение тяжких преступлений из возможной реализации определенных процедур оправдано решением проблемы сохранения права на защиту. Однако достижение этой цели становится возможным, если признать его в качестве средства защиты от произвола закона.

В связи с тем, что максимальный срок наказания не должен превышать пяти лет, предлагается применять особую процедуру судебного разбирательства только в случае совершения малозначительных и среднетяжких половых преступлений

Феномен переноса ответственности суда на предварительное следствие также вызывает у меня недоумение. Почему вопрос о судебном разбирательстве решается на стадии предварительного следствия, то есть при выполнении ходатайства по ст. 217 УК РФ? Почему следователь обязан решать вопрос об особом порядке рассмотрения дела? Ведь он заинтересован в том, чтобы его работа не вызывала нареканий у суда. И это нормально, потому что естественно. Понятно, что следователи часто испытывают желание минимизировать свою нагрузку. Для этого ему необходимо избежать риска рассмотрения дела обвиняемого в суде, так как доказательная база зачастую не выдерживает критики.

На этапе ознакомления с материалами дела представляется целесообразным исключить возможность заявления ходатайства о проведении определенной процедуры для принятия судебного решения. Это лишит безжалостных следователей возможности манипулировать волей обвиняемого. В связи с этим предлагаю перенести право заявлять такое ходатайство на предварительное рассмотрение дела в суде.

Во-первых, только суд может определить порядок рассмотрения конкретного дела. Как следствие, соответствующее ходатайство о применении особого порядка на стадии ст. 217 УПК РФ является необоснованным.

Во-вторых, расследование дела в суде существенно отличается от предварительного следствия. Очевидно, что психологическое состояние лица, привлекаемого к ответственности, к моменту судебного разбирательства уже гораздо более стабильно. Как следствие, подсудимый гораздо лучше осведомлен о проблеме признания вины, что предохраняет его от поспешных решений.

Наконец, ходатайство о вынесении особого вердикта не зависит от следователя. Как бы далеко он ни продвинулся, ничто не защитит его от тщательной проверки собранных по делу доказательств. Следовательно, с помощью легких предосторожностей или обещаний «поменьше» исключается злоупотребление механизмами влияния на обвиняемого.

В то же время достаточные гарантии полного соблюдения его прав позволяют распространить особую процедуру на все без исключения преступления. Честность. Если это невозможно, то, так или иначе, непосредственное участие суда делает «сделку» между защитой и гражданским процессом. Так почему бы не легализовать этот «базар»?

Занятие это полезно как для общества в целом, так и для каждого его члена. Поэтому я предлагаю создать такой класс. По правде говоря, от этого выиграют и следователи, и преступники.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector