Транспортно-экспедиционная ассоциация (AACE), к которой присоединились ПЭК, «Байкал Сервис», «МТЭК-Логистик», ORDA и другие, предлагает увеличить стоимость услуг доставки на 20% в 2024 году. ставки, расходы на лизинг, оборудование и обслуживание.
По данным агентства, зарплата водителя грузовика в 2023 году удвоится и составит 165 000 рублей, а в следующем году вырастет не менее чем на 30%. В то же время эксперты отрасли отмечают, что в следующем году ставки в этой категории могут превысить порог в 300 000 рублей, так как на фоне дефицита кадров усилится «зарплатная гонка» за профессионалами.
Кроме того, давление на рынок будет оказывать рост стоимости иностранных тягачей на дальние расстояния. За последние два года они уже выросли на 40 % (до 10 000 млн рублей) и будут продолжать расти по мере превращения рубля в иностранную монету.
Еще один фактор, влияющий на сектор грузоперевозок, — рост роялти. В 2023 году производители и дистрибьюторы частично компенсируют повышение за счет прибыли, но в 2024 году могут вновь поднять цены.
Также ожидается рост стоимости оборудования для лизинговых компаний. После повышения базовой ставки до 16 % лизинговые ставки могут превысить 20 %. Расходы на техническое обслуживание оборудования и поставку запасных частей продолжат расти в условиях изменения обменного курса и составят в среднем 30 % в 2023 году.
Одной из причин роста стоимости услуг остается высокий спрос на автомобильные перевозки. Так, статистика союза показывает, что грузоперевозки (с 5,7 до 6,3 млрд тонн) и грузооборот (с 275 до 382 млн) выросли на 10% в 2019 — 2023 годах, однако компании сталкиваются с острой нехваткой техники — потребность в магистральных тягачах в этом году составила от 50 000 до 6 000 единиц, а в 2024 году ожидается около 4 000 000.
Стоимость потребительских товаров в России в следующем году может вырасти на 2-15%, поскольку автомобильная доставка до конечного получателя является частью каждого логистического маршрута. По мнению экспертов APE.
В 2023 году, по данным агентства, транспортные расходы по стране выросли на 30%, а счет за автоперевозки увеличился на 34% и составил 82 рубля за Планируемая цена на 2024 год — 96 рублей за километр.
Ассоциация автомобильного транспорта и перевозок, в том числе ПЭК, «Делко», «Дентро», «Диасан», «Национальный перевозчик», «Глобал Логистик энд Транспорт» (ГЛТ), «Салаир, Дентро», „Диасан“ и другие, объединяет ведущие транспортные и снабженческие компании России. Цель организации — развитие грузовых автомобильных перевозок, создание условий для объединения участников рынка и защита общих интересов. К концу 2024 года планируется создать общий парк в 100 000 единиц техники, что позволит увеличить число новых участников рынка.
Из чего складывается себестоимость грузоперевозок и как ее считать

Рентабельность сектора грузовых перевозок составляет от 5 до 15 %. Этот показатель показывает, насколько эффективен бизнес. Чтобы повысить рентабельность, авиакомпании стараются сократить расходы, часто пытаясь сделать это интуитивно — и не всегда добиваясь значительных результатов. В этой статье мы расскажем, зачем нужно рассчитывать себестоимость и как это делать правильно.

Михаил Свиридов.
Экономический аналитик компании Cargonomica
Эффективность — это отношение чистой прибыли к общей выручке транспортной компании, она рассчитывается в процентах. Эффективность = прибыль / выручка x 100%.
Зачем рассчитывать себестоимость грузоперевозок
Себестоимость — это общие затраты на перевозку. Сколько денег тратит перевозчик на перевозку груза из пункта А в пункт Б — это переменная величина, которая зависит от многих факторов, и правильный расчет позволяет контролировать и оценивать затраты. Эффективность бизнеса. Например, транспортные расходы могут меняться в зависимости от сезона. Зимой они обычно выше из-за увеличения стоимости топлива. В таких случаях перевозчик определяет критерии, влияющие на его затраты, и корректирует цену для клиента.
Постепенное увеличение стоимости грузоперевозок может быть следствием износа автопарка. Вам приходится чаще ремонтировать технику и тратить больше средств на ее износ. Резкое увеличение может свидетельствовать о нехватке топлива, неопытности новых водителей или других причинах. Важно вовремя выявить такие проблемы и принять меры по их устранению, чтобы повысить рентабельность.
Целевые расходы рассчитываются для прогнозирования показателей компании на ближайший месяц или квартал. Для этого используются данные за предыдущие отчетные периоды. Сравнение событий с планами также помогает отслеживать изменения, анализировать причины роста затрат и, по возможности, устранять проблемы. Это и цели (например, повышение цен на топливо), и состояние дел, те же утечки топлива или штрафы.
Как рассчитывать себестоимость
Расчет себестоимости зависит от специфики деятельности судоходной компании. Как правило, для междугородних перевозок и разрушительных нагрузок (перемещаются большие объемы грузов) в качестве единицы измерения принимается открытый километр (чт/км). Эксплуатационные расходы необходимо рассчитывать отдельно для каждого транспортного средства, так как они напрямую зависят от марки и модели техники, расхода топлива, технического обслуживания и т. д.
В зависимости от характера всех затрат предприятия, их можно разделить на постоянные и переменные, которые относятся непосредственно к перевозке грузов.
Постоянные затраты перевозчика не зависят от того, движется машина или нет. К ним относятся:
Переменные затраты, с другой стороны, растут по мере того, как перевозчик выполняет больше рейсов. К ним относятся:
Амортизация капитальных вложений также должна быть включена в затраты на передачу. Например, расходы на покупку нового трактора. Платеж может быть единовременным, но транспортное средство будет служить перевозчику несколько лет. Чтобы постепенно покрыть эти расходы, следует ежемесячно начислять амортизацию. Ее следует включить в расходы на переезд. Не стоит учитывать полную стоимость тягача в месяц покупки.
Амортизация оборудования — это процесс, в ходе которого равномерная транспортировка транспортных средств преобразуется в стоимость обслуживания, компенсирующую износ транспортных автотранспортных компаний. Амортизация может быть классифицирована как постоянные или переменные затраты. Это зависит от того, какой метод начисления амортизации используется — по сроку полезного использования или по пробегу.
Узнайте больше о методах амортизации в этой статье.
То же самое относится к таким расходам, как МТПП и транспортный налог. Их оплата должна производиться раз в год, но в управленческой отчетности компании предпочтительнее распределять расходы равномерно на 12 месяцев.
Как рассчитать безубыточность и маржинальность
Мертвую точку можно определить, рассчитав постоянные и переменные затраты. Таким образом определяется объем, необходимый для достижения предельного дохода, который покрывает все постоянные затраты, и бизнес выходит на нулевой уровень. Если объем движения низкий, бизнес терпит убытки, если высокий — получает прибыль.
Предельный доход или маржа прибыли — это разница между выручкой и переменными затратами.
Маржинальный доход может быть рассчитан либо для общего объема перевозок, либо на единицу объема. В качестве единицы объема перевозок можно рассматривать километр, тонну или поездку.
Давайте посчитаем на примере. Постоянные расходы автотранспортной компании составляют 1 000 000 в месяц. Средняя цена грузоперевозок составляет 80~/км, стоимость поездки (переменные затраты) — 55°/км, а норма прибыли — 25° за километр в горку (80-55). Автомобили перевозчиков считают, что им нужно проезжать не менее 40 000 километров в месяц (1 000 000 / 25), чтобы заработать на расходы. Если они проедут больше километров, то перевозчик будет синировать. Расчет показывает, что предельный доход (мертвая точка) при расстоянии в 40 000 километров составляет 1 000 000° (40 000 километров x 25°), что соответствует общим постоянным расходам, указанным выше. Чем больше расстояние, тем меньше постоянные расходы влияют на прибыль перевозчика.
Расчет мертвой точки также может быть использован для определения процента, необходимого для покрытия постоянных расходов перевозчика. Предположим, что среднее расстояние, пройденное (в общей сложности) четырьмя транспортными средствами в парке перевозчика, составляет 40 000 километров в месяц, а постоянные расходы — 1 000 000 р в месяц. Отсюда видно, что постоянные затраты на километр перевозок составляют 25° (1 000 000° / 40 000 км). Переменные затраты на километр перевозки составляют 55°/км. Общая стоимость перевозки составляет 80°/км (25 + 55). Логично, что минимальная ставка, по которой перевозчик может брать заказы, чтобы заработать на своих расходах, составляет 80°/км. Чтобы быть в прибыли, нужно ездить по более высокой ставке. Если вы не можете брать заказы по более высокой ставке, вам нужно снизить себестоимость. Сократите постоянные и/или переменные расходы.
Чтобы рассчитать прибыль предприятия, необходимо оценить как переменные, так и постоянные затраты. Например, постоянные затраты перевозчика — 1 000 000 °С в месяц — переменные затраты — 2 200 000 ° (средний пробег всех четырех автомобилей — 40 000 км — переменные затраты — 55₽/км 40 000 x 55 = 2 200, 000). Общие полные производственные затраты составляют 3 200 000° в месяц. Средняя выручка перевозчика составляет 3 600 000° в месяц. Прибыль до налогообложения составляет 3 600 000-3 200 000 = 400 000 = в месяц.
Как считать: бухгалтерский и управленческий учет
Может показаться, что финансисты и бухгалтеры при расчете себестоимости должны руководствоваться последними соображениями. Однако, когда речь идет не о бухгалтерском, а об управленческом и внутреннем учете, предпочтительнее, чтобы владельцы бизнеса прислушались к собственному опыту и рассчитали амортизацию оборудования с точки зрения эффективности, обусловленной, например, его точностью. Это отражается в документации. Например, для целей бухгалтерского учета срок полезного использования трактора установлен в семь лет, но владелец может решить, что вложения необходимо вернуть через три года. В этом случае при расчете стоимости продажи амортизационные скидки начисляются по-другому.
В качестве примера сравните расчет амортизации в зависимости от срока полезного использования оборудования.
Амортизация по бухгалтерскому учету
Амортизация по управленческому учету