Электронные аукционы по праву считаются самой популярной комиссией среди государственных заказчиков. Они подразумевают организацию конкурентных торгов, что гарантирует здоровую конкуренцию. Правила проведения таких процедур регулируются статьей 59 44-ФЗ.
Характеристики процесса
Электронный аукцион — это разновидность контракта на заключение. При его проведении заказчик обязуется соблюдать установленные законом процедуры и строгие сроки. Ко всем участникам комиссии предъявляются одинаковые требования, что способствует обеспечению конкуренции.
Государственные заказчики обязаны проводить электронные аукционы при закупке товаров и услуг, включенных в перечень, составленный правительством. Это опубликовано в распоряжении № 2019-Р от 31 октября 2013 г. При желании организатор может выбрать такую процедуру для закупки товаров или услуг, не включенных в этот перечень.
Если основным критерием выбора поставщика является предложенная им цена, заказчику рекомендуется организовать аукцион в электронной форме. В этом случае квалификация, опыт и другие характеристики поставщика будут учитываться во второй раз.
Аукцион.
Согласно разработке Министерства экономики и развития Российской Федерации от 26 октября 2009 года, весь документооборот электронного аукциона должен осуществляться через электронную торговую площадку (ЭТП). Для заключения открытых контрактов выбраны пять площадок.
Принять участие в процессе могут участники, аккредитованные на соответствующей торговой площадке. Процесс не представляет собой ничего сложного. Достаточно зарегистрироваться на площадке и отправить электронные копии необходимых документов. После этого администратор ЭТП проверит правильность предоставленной информации и примет решение об аккредитации. Максимальный срок этого процесса — пять рабочих дней.
Этапы процесса и правила
Процесс разделен на несколько этапов. Заказчик должен строго соблюдать все регламентированные условия и правила процесса поставки, как показано в таблице 1.
Постдокументация, а также уведомление участника об исследовании
Если НМЦК составляет менее 3 млн рублей, уведомление должно быть размещено не позднее чем за неделю до окончания срока подачи заявок. Если НМЦ превышает 3 млн рублей, срок увеличивается до 15 дней.
Представление потенциальными поставщиками запросов на разъяснение отдельных элементов документации
Не менее чем за 3 дня до даты окончания приема тендерных заявок
Предоставление поставщику разъяснений в соответствии с запросом
Ответы должны быть направлены в течение 2 дней с момента получения запроса
Адаптация аукционной документации
не более чем за два дня до окончания срока подачи заявок. Срок подачи заявок будет продлен и составит, таким образом, 7 дней, 15 дней или более, в зависимости от начальной стоимости контракта.
Не менее чем за 5 дней до истечения срока подачи предложения
Подготовить практическую оценку первой части предложения
В установленное время проверки первой части предложения.
Через 2 дня после выставления практической оценки первого раздела предложения
Оценка второго раздела предложения
В течение 3 дней с даты проведения конкурса
Публикация последнего протокола
Не позднее 24 часов с даты составления протокола
Передача плана контракта участникам конкурса
В течение 5 дней после подписания окончательного протокола
Подписание контракта участником конкурса и вручение ему гарантии
В течение 5 дней с момента рассылки контракта заказчиком.
Подписание контракта заказчиком
В течение 3 дней с момента подписания поставщиком
Если победитель не согласен с условиями контракта, он основывается на протоколе разногласий
В течение 5 дней со дня опубликования заказчиком плана заключения контракта
Организатор оценивает протокол разногласий и корректирует контракт
В течение 3 дней со дня опубликования протокола разногласий
Общий срок подписания контракта
Не менее 10-20 дней с даты составления итогового протокола.
Нарушение заказчиком срока заключения контракта признается административным правонарушением. В случае установления данного факта на члена Комиссии налагается штраф.
Способы проведения конкурса
Тендерный процесс также имеет четкие правила. Участники торгов имеют возможность подавать предложения на сумму, превышающую 0,5-5 % от начальной цены контракта. Участники торгов могут не соблюдать это правило, если они предлагают сумму, превышающую минимальную.
Участникам запрещено подавать предложения с нулевой ценой. Если потенциальный поставщик понимает это с первого раза, возможность подать ценовое предложение для него блокируется. Не допускается подача предложения, превышающего ранее поданное.
Время подачи заявок строго регламентировано. Процедура разделена на несколько этапов, продолжительность которых представлена в таблице 2.
Продление срока подачи предложений
Через 10 минут после представления предыдущего предложения
Через 10 минут после истечения 10-минутного срока представления последнего предложения
В конце предложения участнику закупки предоставляется возможность предложить более высокое предложение, чем участник закупки. Это дает потенциальному поставщику возможность занять второе место. Если победитель отказывается от подписания контракта, заказчик предлагает контракт участнику, занявшему второе место.
Обстоятельства, при которых аукцион признается несостоявшимся
В некоторых случаях комиссия признается несостоявшейся. Это возможно в следующих случаях
Электронные аукционы обеспечивают здоровую конкуренцию и поставки по самым выгодным ценам. Участвовать в них несложно, если помнить об особенностях этого процесса.