Россия омывается двумя морями и четырьмя океанами. Самая длинная береговая линия в мире составляет 37, 653 км. Это благоприятно для развития круизного туризма.
В настоящее время мир переживает период большого роста морских круизов. Растет круизный флот, улучшается дизайн пассажирских судов, повышается комфорт, разрабатываются новые морские и океанские маршруты.
Если говорить о туристическом спросе на круизы, то стоит отметить, что, несмотря на затонувший теплоход «Булгария», было небольшое количество отмен, но факт, что спрос на круизы высок. Бронирование билетов на круизы начинается зимой. Это связано с тем, что весной или летом уже сложно купить путевку из-за большого «наплыва» путешественников.
Несмотря на то что спрос на круизный туризм в России высок, существует ряд проблем, которые необходимо решать. К ним относятся следующие недостатки
1. практически полное отсутствие оборудованных пассажирских портов и автостоянок — 2. неудовлетворительное состояние речных причалов — 3. отсутствие специально оборудованных, укомплектованных и комфортабельных круизных судов — 4. возраст и «устаревание» речного флота — 5. замена новыми речными теплоходами малой постройки — 6. низкий уровень сервиса 7. значительно более высокая стоимость услуг.
На сегодняшний день разработаны региональные программы развития круизного туризма. Например, Правительство РФ одобрило проект федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Трансватики до 2013 года». Согласно программе, объем средств федерального бюджета, выделяемых на развитие регионов Дальнего Востока и Трансватикана до 2013 года, должен составить около 430 млрд рублей, а с учетом частных инвестиций — более 566 млрд рублей. Большая часть федерального бюджета в рамках этой программы будет направлена на развитие транспорта. В период 2008-2013 годов на эти цели будет направлено 58 % средств. В частности, средства пойдут на реконструкцию 22 аэропортов, 13 портов, строительство современных паромов, связывающих Сахалин с материком, и открытие 6,5 тысяч километров дорог. Остальные средства федерального бюджета будут направлены на развитие технической инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства и телекоммуникаций.
Также 7-8 июля 2011 года пройдут всевозможные конференции по круизному туризму, в том числе III Международная конференция «Санкт-Петербург — морская столица России. Морской туризм». На этой конференции было поднято несколько вопросов и намечены пути их решения. Александр Починок, член Совета Федерации от Краснодарского края, сказал: «Мы вернулись к судостроению десятилетия назад, и судостроители никогда не научатся строить реки, если не будет заказов. Мы навсегда потеряли свои корабли в море. Приходится покупать их за границей. У России единая мелководная система. Исходя из этого, какой флот вам нужен, нужно начинать производить суда.
Вопрос круизного туризма, безусловно, актуален, и для этого правительство разрабатывает меры по улучшению и привлечению круизного туризма в Россию. Это очень перспективный вид отдыха, и он должен развиваться, потому что на него есть спрос. Для этого разрабатываются подобные экскурсии, чтобы привлечь туристов к этому виду отдыха.
Круизный туризм — один из самых сложных видов туризма, в котором задействовано множество личностей. Реки, озера и водные пути европейского сектора позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, превратив Москву в пятиморский порт. Как известно, Россия обладает самой большой сетью рек. Протяженность эксплуатируемых внутренних плавучих дорог составляет около 100 000 км, 16 из которых — искусственно созданные каналы и водохранилища. Удобные и эффективные водные магистрали связывают северо-западные, центральные и южные регионы страны. Поэтому правительство должно выделять деньги на строительство пассажирских портов, сооружений для пассажирских портов и автомобильных перевозчиков, чтобы повысить уровень обслуживания круизных судов. Если правительство займется этими мерами, круизный туризм начнет приносить России больше пользы.
Круизный туризм в России: впечатляющие перспективы
Необходимость более динамичного развития круизного туризма в России не вызывает сомнений. Для этого у страны есть уникальные возможности: она омывается двумя океанами и четырьмя водами ЕАС и имеет самую большую береговую линию в мире.
По данным Всемирной туристической организации, круизный отдых остается единственным прибыльным направлением мирового туризма в условиях финансового кризиса. Сообщения с Уолл-стрит о повышении цен круизными компаниями свидетельствуют о скромности этого бизнеса на фоне экономического спада в других частях туристического рынка. Популярный «большой бомж» круизов прибыл в Россию. В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в Европе государственный порт. На выставке SeaTrade Europe 2009 в Гамбурге петербургский порт «Морской фронт» победил в номинации «Лучший транзитный порт года». Никто не может оспорить необходимость более динамичного развития круизного туризма в России. У страны есть для этого уникальные возможности: она омывается двумя морями и четырьмя океанами и имеет самую большую береговую линию в мире — 37 653 км, говорит Сергей Шпилько, президент российской туриндустрии: «У страны огромная береговая линия, она буквально входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Оно нашпиговано памятниками культуры и природными достопримечательностями, в том числе включенными в список. И не использовать такие ресурсы — явный грех». Санкт-Петербург, благодаря своим управленческим и бизнес-усилиям, особенно управляющей компании «Морской фасад», сегодня является очевидной столицей круизов в России. И у него есть возможность стать круизной столицей Европы в будущем, но конкуренция очень высока». Порт Морской Фасад был открыт по следующим причинам
Хельсинкский центр развития туризма (Финляндия) подсчитал, что стоимость доставки каждого туриста в Санкт-Петербург составляет более 300 евро за круизный лайнер. Это означает, что в 2012 году на подводных лодках в порту «Морской фасад» можно было заработать всего 150 миллионов евро. Большинство круизных компаний фиксируют свои корабли в северных столицах на два дня, а такие цены получают десятки городов мира. И это легко объяснимо. Городу на Неве есть что предложить. Богатое культурное наследие и исторические памятники Санкт-Петербурга привлекают как иностранных туристов, так и россиян со всех уголков страны. С государственным строительством аэропорта Пулково, высокоскоростных железнодорожных магистралей и государственного международного терминала на Магистральной, город на Неве становится всеобъемлющей туристической столицей России. Сегодня популярные океанские круизы в России организуются не только на северо-западе страны, но и на Дальнем Востоке. Среди уникальных маршрутов по России — круизы вокруг островов Северного Ледовитого моря — Земли Франца-Иосифа и Новой Земли, по автономному огуречному району с посещением острова Лангеля и по Маманскому Заполярью. Несмотря на высокую стоимость, эти круизы пользуются большим спросом, и места в них закрываются заранее. Пассажирский порт Санкт-Петербурга, «морской фронт», является центром волнения для российских специалистов.
Морской туризм в России: популярные маршруты, особенности и перспективы развития
Голос России Мария Домницкая.
Posted on 2024-10-14 1 4:04:00 AM
Морской туризм — очень перспективное направление туризма в России
VI Международный форум «Санкт-Петербург» — морская столица России. Ведущие эксперты страны в области морского туризма обсудили причины, препятствующие развитию морского туризма в России. Дмитрий Аманз, заместитель руководителя Ростуризма, в своем выступлении отметил, что морской туризм различных видов является одним из наиболее перспективных секторов современного российского туристического рынка. Однако для достижения значимых результатов, влияющих на развитие этого сектора, необходимо проделать огромный объем работы на законодательном и практическом уровне. Стоит отметить, что практический уровень подразумевает развитие инфраструктуры.
Проведение Форума совпадает с Федеральной инфраструктурной программой «Санкт-Петербург — морская столица России». Это мероприятие организуется не в первый раз, и в этом году оно собрало около 500 делегатов из 50 регионов Российской Федерации, кроме того, в конференции приняли участие представители нескольких зарубежных стран. Все участники мероприятия представили 30 пленарных заседаний и более 12 презентаций, раскрывающих актуальные вопросы и проблемы развития российского морского, речного и джот-туризма.
Конференция была организована в форме дискуссий, и наибольшее внимание было уделено проблемам обновления речного флота, трудностям и проблемам, связанным с прибытием иностранных моряков в Российскую Федерацию, а также перспективам развития морского круизного туризма по ряду направлений. Россия не обращает внимания.
Дмитрий Амунц прокомментировал текущую ситуацию с морским круизным туризмом в России, рассказав о перспективах роста на Черном море и в районах, где развиваются походы или трансграничные круизы.
Однако, как ни интересно оценивать истинную картину положения вещей, ведущие эксперты сходятся и в том, что России сейчас нечем гордиться в этом туристическом регионе. Все оттенки, связанные с теорией, верны, но не действенны на практике. В качестве примера можно привести три законодательные инициативы, которые должны повлиять на снижение барьеров для иностранцев в России, но ни один из предложенных объектов так и не был реализован. А именно, предложение о предоставлении иностранным экипажам яхт возможности пребывания в течение 72 часов.
По словам пресс-секретаря МИД РФ в Санкт-Петербурге Владимира Алимова, в группу агентов, препятствующих входу иностранных судов в Россию, не входят трудности с получением российских виз. А Михаил Алексеев — начальник службы судоходства на КПП Форт Константин — приводит разумное контрдовод, основанный на собственном наблюдении «отсутствия возможности войти в воды у тех, кто этого хочет». Алимов также заявил, что в реальных условиях существования Россия ничего не имеет против Таллина или Котки.
Однако говорить о том, что сегодня ничего не делается для развития региона, неверно. Это связано с тем, что многие российские регионы готовятся к реализации или уже реализуют проекты в области морского туризма. Стоит отметить, что большинство регионов относятся к областям, где морской туризм развит лишь в незначительной степени.
Например, Оксана Губина, заместитель директора ФГУП «Росморпорт», представила справочник адресов, где уже начато или планируется строительство круизных станций и портов рефрежираторов. Как отмечает Губина, в список вошли как города европейской части страны, так и города Дальнего Востока. Подобные проекты у Росморпорта есть во Владивостоке, Корсакове и Петропавловске-Камчатском. Интерес к вышеперечисленным портам проявили иностранные круизные компании. Поэтому главной задачей является создание необходимой инфраструктуры для приема судов и пассажиров в этих регионах.
Примечательно, что такие вопросы, как инфраструктура, оказались в центре внимания форума, имея в виду вопросы, связанные с развитием. Многие отметили ее продвижение и подкрепили свои аргументы примерами реальной работы.
О тонкостях нового для России вида круизного туризма — рассказал эксперт

Все тонкие оттенки нового для России вида круизного туризма «Сочинская редакция „Сочи Ј Краснодар sobaka.ru“ обсудила в беседе с генеральным менеджером „Sk aquilon“, Astoria Grande Станиславом Sales General.
Как обстоят дела в российской круизной индустрии?
Начнем с обзора ситуации в мире. Морские круизы популярны и остаются популярными, это действительно масштабный вид отдыха. Даже ситуация с пандемией замедлила рост, но не остановила его. До пандемии круизные компании перевозили до 30 миллионов пассажиров в год по всему миру. Для сравнения, Краснодарский край ежегодно принимает около 5 миллионов туристов. С начала пандемии все круизные компании столкнулись с жесткими ограничениями. Однако с 2021 года они активно работают над восстановлением рынка. Появляется новое поколение круизных судов. По сути, это огромные плавучие города, вмещающие до 5 000 пассажиров. Пока в России морская круизная индустрия остается экзотикой, а не массовым туризмом, но благодаря новым предложениям на этом рынке круизы становятся все более популярными. Например, за один год навигации было выбрано более 25 000 круизных лайнеров Stozi, что говорит о постоянно растущем спросе.
Являетесь ли вы отдыхающим или вам стоит выбрать круиз, в который отправляется несколько человек?
Успешные круизные операторы должны уметь удивлять своих клиентов, поэтому они постоянно работают над увеличением размеров своих кораблей и разнообразием развлечений. Все стараются создать незабываемый круиз для каждого пассажира, причем не только маршрут, но и развлекательная инфраструктура. Кроме того, конечно, чем больше вместимость корабля, тем выгоднее это для круизной компании. Удельные расходы на одного пассажира снижаются. По отзывам бывалых круизеров и своему личному опыту могу сказать, что многие люди предпочитают больше места, особенно на небольших кораблях.
Мало кто знает о русских океанских круизах, ведь это достаточно новое направление?
Океанские круизы всегда доступны, и каждая зарубежная круизная компания принимает туристов из разных стран, в том числе и из России (за исключением некоторых ограничений в связи с последними событиями), но такой отдых обычно выбирают опытные путешественники — например, международные перелеты. До недавнего времени океанских круизов из российских портов не было, и ни один из них не был создан для российского рынка. Поэтому существует недостаток информации о таком отдыхе для массового туриста. Мало кто из 100 может объяснить, что такое круизный туризм на море и почему его стоит попробовать. Сейчас мы действительно ведем просветительскую работу и хотим донести до людей суть и очевидные преимущества океанских круизов.
Представьте, что вы совершили настоящее путешествие, посетили разные страны и города всего за одну неделю. Вам не придется думать о сложных процедурах, ездить из аэропорта в аэропорт, брать машину напрокат, каждый день готовить чемодан или постоянно бояться опоздать на рейс. Вас разместят в комфортабельном салоне самолета. Это ничем не отличается от хорошего гостиничного номера. Вы распределяете вещи, и каждый день лодка доставляет вас в новый порт, это может быть популярный туристический город или отдаленное и очаровательное место, куда не доезжает обычный турист, местные ароматы. Отправляйтесь на обзорную экскурсию или исследуйте все самостоятельно, попробуйте местную кухню, познакомьтесь с историями и посетите уже следующие достопримечательности. Развлечения не обходятся и без самого корабля. На всех круизных лайнерах разрабатываются программы досуга и развлечения для посетителей. Конечно, еще одно неоспоримое преимущество — как правило, нет никаких виз или других ограничений, а тем более формулировок. Для сочинских круизов для путешествия требуется только один паспорт.
В Европе отдых в виде путешествий на прогулочных кораблях интересен в основном людям. Сохраняется ли эта тенденция в России?
Это можно объяснить как миф. Круизный туризм интересен совершенно другим людям, и существует бесчисленное множество идей о круизном отдыхе от разных компаний. Напротив, суть в том, что круизный отдых — это действительно возможность путешествовать и оставаться в окружении привычного инклюзивного комфорта и заботы приморских отелей. Безусловно, это подходит для пожилых туристов, но не столько для семей с детьми, у которых много дел, или занятых людей. Еще один турист, который хочет попробовать новую форму отдыха.
Миф о «пенсионерском» круизе возник в 1990-х годах из-за тенденции пенсионеров путешествовать на привилегированных условиях в рамках инвестиционных программ пенсионных фондов США. Круизы, рассказывающие о сегодняшнем дне, как в России, так и в Европе, видят совсем другую аудиторию. Учитывая количество развлечений на борту, незабываемый отдых предлагается всем.
Нельзя обойти стороной и экономическую сторону вопроса. Выгоднее ли выбрать круиз, например, для самостоятельного путешествия, или у вас больше впечатлений, чем денег?
Круизный туризм, пожалуй, выгоднее, если подсчитать все затраты на посещение тех же мест, которые вы посетили бы в круизе. Однако, вполне справедливо, они не так выгодны, как привлекательная поездка, где все детали продуманы и уже включены в стоимость. Не все пятизвездочные отели Турции могут предложить гостям такую заботу. Я бы сказал, что лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать, так что добро пожаловать на борт!