Проблема личности и ее прав в советскую эпоху.Права человека— Это регулятивные черты и характеристики существования человека, неизбежные и необходимые способы и условия выражения его свободы, отношения и взаимосвязи с жизнью, обществом, государством и другими людьми.
В советское время политические и политические права, равенство мужчин и женщин и т. д.. Былигарантированы Основным законом государства.. Уже в январе 1918 годаУже в январе 1918 года были опубликованы планы Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Эта декларация была одобрена III Общероссийским съездом СССР и впоследствии легла в основу первой советской Конституции.
Первая конституция была утверждена 5-м Общероссийским съездом СССР 10 июля 1918 года.Первая конституция была утверждена российским парламентом 10 июля 1918 года. Уникальность этого документа заключалась в том, что.Он не предусматривал отдельных категорий граждан, а лишал их определенных прав и устанавливал реальное неравенство по социальному статусу..
Следующая советская Конституция была утверждена 31 декабря 1924 года, еще одна - 5 декабря 1936 года. Конституция 1936 года.в В народе ее называли «сталинской».На первый взгляд, она была самой демократичной. Статья 125 Гарантирует гражданам СССР основные права и свободы (разумеется, через неприкосновенность личной собственности):Свобода слова, печати, сознания, право на соединение, и, конечно, свобода, концентрации и демонстрации.
По сути, эта конституция была государством, в котором царили террор и произвол властей. Конституция провозглашала основные права и свободы, но вся остальная политическая, правовая и государственная система отвергалась всей идеологией и всем советским политическим и социальным классом. Многие граждане советских республик попали под фабричный каток репрессивной машины.
С середины 1960-х годов в России началось движение правого крыла.. Самиздат организовал его работу, а правозащитники издавали бюллетень «Хроника текущих событий»,Первый САКовалев.Под редакцией поэта и переводчика Н. Горбаневской. Молодые люди стремились отстоять свое право на достойное существование, свое личное достоинство. Движение правозащитников было многочисленным. Наиболее известными участниками были С. А. Ковалев, Е. Боннэр, А. Т. Марченко, Л. И. Богораз, В. Ф. Абрамкин, В. Челидзе и др.
Датой открытия Открытого правозащитного лектория считается 5 декабря 1965 года, когда состоялась первая демонстрация, не санкционированная властями у памятника А. С. Пушкину в Москве.Первая несанкционированная властями демонстрация прошла у памятника Пушкину в Москве и была посвящена незаконному осуждению писателей А. Синяховского и Г. Даниэля.
ADVERTISEMENT Сахаров, академик и лауреат Нобелевской премии мира, сыграл важную роль в утверждении прав и свобод человека в России.ADVERTISEMENT. Он поддерживал необходимость политических реформ в СССР, отмену смертной казни, немедленный вывод войск из Афганистана и освобождение заключенных.
В 1987 году при активном участии М.С. Горбачева в СССР были освобождены почти все сознательные политзаключенные, в 1989 году был подписан приказ о восстановлении в правах тех, кто был незаконно притеснен в 1930-1950-е годы.
Страницы истории: почему СССР не поддержал проект Декларации о правах человека?
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены логикой и сознанием и должны действовать по отношению друг к другу в духе братства». Это первый пункт Экуменической декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Этот документ был уникальным явлением для того времени. Едва пережив жестокую диктатуру в сердце Европы, человечество объединилось, чтобы провозгласить примат человеческой жизни, ценность свободы, необходимость равенства и дух братства. Не все были готовы к триумфу лучших идей в истории, и принятие документа не означало прямого мирового счастья. Однако Декларация оказала большее влияние на развитие человечества, чем любой другой документ в современной истории. Позже, в 1949 году, к традиционным основам ООН были добавлены Женевские конвенции, составившие основу международного гуманитарного права. Исторический экскурс создан Наргиз Шекинской.
10 декабря 1948 года, Дворец Шаро, Париж. 183-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. 48 государств-членов одобрили исторический документ — Вселенскую декларацию прав человека. Координатором встречи выступил Герберт Эверват из Австралии.
Впервые международное сообщество приняло экуменическую декларацию, признающую основные свободы человека. Этот документ отражает точку зрения Организации Объединенных Наций как единого органа. Он является источником надежды, вдохновения и руководства для миллионов людей во всем мире, от Парижа до Нью-Йорка. Я хотел бы поздравить всех тех, кто долго и упорно работал над достижением этого результата.
В частности, поздравляю Элеонору Рузвельт, вдову президента США Франклина Рузвельта. Бывшая первая леди США, известная своей общественной активностью, считала Декларацию «своим собственным духовным ребенком». В архиве ООН сохранилась речь Рузвельта в Париже.
Сегодня мы являемся свидетелями великого события для Организации Объединенных Наций и всего человечества. Экуменическая декларация прав человека может стать основополагающим документом всего человечества. Мы надеемся, что ее принятие Генеральной Ассамблеей будет соперничать с французской Декларацией прав человека 1789 года, Декларацией прав США и другими подобными документами в других странах».
Работа над Декларацией «продемонстрировала» идеологические разногласия между союзниками по Второй мировой войне, а именно СССР и западными державами. Ряд государств-членов, включая СССР и его «сателлитов», воздержались от голосования, в том числе СССР Белоруссии, СССР Украины, Чехословакии, Польши и Югославии. Из сообщения ТАСС от 10 декабря 1948 года:
‘Англо-американское большинство отклонило все представленные советской делегацией поправки, направленные на устранение наиболее существенных недостатков плана декларации. Таким образом, англо-американский блок наглядно подтвердил тот очевидный факт, что капиталисты намерены использовать принятую Декларацию лишь как предлог для прикрытия картины бесправия миллионов простых людей и нечеловеческих условий жизни в стране».
Руководителем советской делегации на историческом заседании Генеральной Ассамблеи был Андрей Януарович Вышинский, в то время министр иностранных дел СССР. По иронии судьбы, это был человек, вошедший в историю как один из активных участников сталинских репрессий. Многие пункты экуменической Декларации прав человека не устраивали Москву того времени. Кремль в 48-м году не мог поддержать свободу передвижения, свободу слова и концентрацию. Даже на бумаге. Это противоречило принципам, на которых основывался статус Сталина». Однако официальные претензии к документу звучали очень невинно. Советский Союз был недоволен декларацией. Из архива ООН: речь Визинского на Генеральной Ассамблее в Париже:
«Несмотря на некоторые свои преимущества, программа имеет ряд существенных недостатков. Главным из них является ее формально-юридический характер и отсутствие мер, которые могли бы способствовать реализации основных человеческих свобод и свободолюбия. Права, провозглашенные в Плане. Что остается? Остается лишь голая декларация. Эмоции. Желания. Декларации. Лозунги. Но не статьи».
Элеонора Рузвельт дипломатично высказалась о противостоянии СССР и похвалила советскую делегацию за упорство.
«В Соединенных Штатах мы восхищаемся теми, кто борется за свои убеждения, и советская делегация боролась за свои убеждения. Но мы научились в нашей старой демократии тому, что необходимо подчиняться воле большинства. Таким образом, мы не обязаны отказываться от своих убеждений. Мы можем продолжать пытаться убедить правых, и, возможно, в некоторых случаях нам это удастся. Но мы также знаем, что для достижения прогресса мы должны работать вместе.
Все началось холодной зимой 47-го года. Все началось с того, что 18 членов Комиссии ООН по правам человека собрались на свое первое заседание на озере Сакс под Нью-Йорком. Вскоре стало ясно, что даже первоначальный план находится под угрозой срыва — у членов комиссии были совершенно разные взгляды. В конце концов было решено, что три представителя составят письменный план, а комиссия в полном составе соберется позже, чтобы обсудить его. Вот как описал процесс работы над документами Ральф Мэйбэнк из Канады.
Каждое государство имеет свои собственные устоявшиеся взгляды на права человека. Эти взгляды основаны на правовых и философских представлениях, принятых в том или ином государстве. В результате такого разнообразия было предложено 150 поправок к Вселенской декларации прав человека. Каждая из них вызвала споры. Дебаты заняли много времени. Несправедливо называть эти дебаты потерянным временем. Обмен мнениями — здоровая и необходимая часть международных встреч, даже если он вызывает много споров».
Некоторые участники опасались, что права человека ограничат голодающих базовыми потребностями, крышей над головой, работой и возможностью зарабатывать деньги, а свобода мнений и политические взгляды будут проигнорированы. Однако этого не произошло. Человечество уже выдержало ветры перемен Французской и Американской революций и познало вкус настоящей свободы. Вот архивная запись одного из выступлений одного из членов комиссии, Чарльза Малика, еще до того, как был подготовлен окончательный текст Декларации.
Декларация, с которой мы наполовину согласились, пытается объяснить права и свободы человека в конкретных терминах. Очень важным моментом является то, что декларация станет результатом консолидированных усилий 57 стран. Поэтому она представляет собой совокупность наших современных представлений об основополагающих принципах человеческого достоинства. Это будет самый важный международный документ. Его будут читать и изучать наши дети и их дети».
Как позже отметила Элеонора Рузвельт, Декларация не была идеальной. Но, учитывая «разнообразие голосов», это был лучший из возможных вариантов. Она также понимала, что ее мир далек от идеала. Соединенные Штаты, которые изо всех сил старались включить в документ самые прогрессивные идеи, все еще были сегрегированы на родине авторов Декларации прав. Мечта Мартина Лютера Кинга, дискриминационная политика Кеннеди еще не были реализованы, а до полной отмены запрета на межрасовые браки оставалось около 30 лет. Потребовалось еще полвека, чтобы Верховный суд признал браки между людьми одного пола.
Борьба за права человека — это процесс. Эстафета передается от поколения к поколению. Декларация прав человека отражает «золотую модель», к которой должны стремиться люди во всем мире.
Диссиденты и правозащитное движение в СССР
Диссиденты — это граждане, которые не разделяют официальную идеологию общества.
С середины 1960-х по 1980-е годы в СССР развернулось диссидентское движение, направленное на освобождение политической системы страны.
У этого движения были свои условия.
Политика «деклараций» и обвинений в культе личности Сталина на XX съезде партии привела к тому, что население получило хоть и актуальную, но свободу.
Власти не могли допустить, чтобы критика Сталина стала критикой всей советской системы. После смещения Хрущева в 1964 году и прихода к власти Леонида Брежнева была принята политика подавления инакомыслия.
Диссидентское движение началось с арестов А. Шинявского и Ю. Даниэля в 1965 году.
Диссидентское движение зародилось 5 декабря 1965 года. В этот день в ответ на аресты Синявского и Даниэля на Пушкинской площади состоялся «Сбор гласности», призвавший власти соблюдать законы, гарантированные Конституцией. .
В стране начала создаваться сеть подпольных кружков, нацеленных на смену существующего в стране политического класса.
Власти, в свою очередь, начали целенаправленно бороться с инакомыслием. Первые процессы над диссидентами были публичными и состоялись в 1966 году — Синявский был приговорен к пяти семи годам заключения в лагере строгого режима, Даниэль.
В августе 1968 года на Красной площади состоялся митинг из восьми человек против советской интервенции в Чехословакию.
У диссидентского движения была главная цель.
Члены Биржевого движения обращались к официальным властям, пересылали опубликованные рукописи и входные версии (самиздат), издавали запрещенные произведения за рубежом без разрешения властей (тамиздат), создавали нелегальные группы и организовывали открытые выступления в рамках своей борьбы.
Этапы диссидентского движения
Диссидентское движение имеет три основных направления.
На первом этапе антистарообрядческого движения, с 1965 по 1972 год, происходило его становление. Усилия властей в этот период были направлены на организацию специальной структуры в КГБ.
Задачей пятого управления было изменение законодательства для борьбы с инакомыслием, чтобы контролировать инакомыслящих и использовать для борьбы с ними психиатрические больницы, а также ограничение внешних связей.
Второй этап, начавшийся в 1973-1974 годах, ознаменовал начало кризиса в движении и был связан с арестом, следствием и судом над П. Якиром и В. Красиным. Красина. Они согласились сотрудничать с КГБ и начали новые аресты и небольшие препятствия движению.
Многочисленные расследования, аресты и судебные процессы проходили во многих городах страны.
На третьем этапе, с 1974 по 1975 год, диссидентское движение получило широкое международное признание.
В это время было создано советское отделение Международной амнистии — МА. Солженитин был выслан из СССР в 1974 г. Сахарову была присуждена Нобелевская премия в 1975 г., а хроника событий была переиздана в переводе Н. Горбаневской.
Впоследствии, в 1969-1972 годах, публиковался А. Якобсон. Редакция «Хроники» собирала информацию о нарушениях прав человека в стране, состоянии политзаключенных и арестах правозащитников.
Хроника» поддерживала контакты с различными диссидентскими группами. Например, много материалов было посвящено проблемам национальных меньшинств, религиозным вопросам и национально-освободительным движениям в различных странах советской демократии.
Время приучило население страны к состоянию советских лагерей, тюрем и духовной науки, и остается только удивляться, как они получали оттуда информацию.
Автор этого бюллетеня долгое время не был на свободе — Н. Горбаневская, первый автор, была арестована в 1969 году.
В течение 15 лет, несмотря на аресты, «Хроника» публиковала свои материалы. Издание прекратило свое существование в 1983 году.
За время его работы возникло 64 проблемы.
Четвертый этап антистарообрядческого движения с 1976 по 1981 год был известен как Хельсинкское движение. В это время были созданы группы, призванные содействовать реализации Хельсинкского соглашения 1975 года.
Рисунок 1. Людмила Алексеева. автор 24 — Интернет-обмен студенческими работами
Московскую Хельсинкскую группу возглавлял Г. Орлов. Деятельность группы заключалась в сборе информации о гуманитарных статьях Хельсинкского соглашения и информировании по этому поводу правительств стран, подписавших соглашение.
Группа устанавливала связи с национальными и религиозными движениями, не имеющими между собой ничего общего. В ее задачу входило выполнение ряда координационных функций.
С конца 1976 по начало 1977 года на базе национальных движений были созданы различные команды в Хельсинки — украинцев, литовцев, грузин и армян.
В 1977 году был создан рабочий комитет по расследованию использования психиатрии в политических целях.
Возникновение правозащитного движения в СССР
Усилившиеся в конце 1960-х годов репрессии привели к возникновению первой в стране правозащитной коалиции — совершенно нового явления в советской политической жизни.
Все началось с письма, направленного в ООН по поводу нарушений гражданских прав в Советском Союзе. В письме его автор объяснил причины этого, указав, что высшие государственные и судебные органы не реагируют на жалобы и призывы к протесту.
Они надеются, что их голос будет услышан и власти прекратят беззаконие.
15 человек, подписавших письмо, обратились в ООН с просьбой «защитить права человека, попираемые Советским Союзом».
Подписавшие письмо заявили, что создали «инициативную группу» для защиты прав человека в СССР. Инициативная группа направляла деятельность на борьбу с нарушениями прав человека, информирование о специальных больницах и освобождение заключенных.
Все элементы группы направлялись в ООН и на международные гуманитарные конференции.
Группа прекратила свое существование в 1972 году с арестом ее руководителей П. Якира и В. Красина.
В 1970 году пионерами Московского комитета по правам человека стали физик и академик Анн А. Сахаров, В. Цалиндзе, А. Твердохлебов, вскоре к ним добавился математик И. Шафаревич, не член АН СССР.
В комиссии были свои эксперты — А. Есенин-Вольпин, Б. Цукерман, а также А. Галич, А. Солженицын.
Цели комиссии были обозначены в ее учредительном заявлении — содействие государственным органам в подготовке и реализации гарантий прав человека в форме консультаций, разработка и изучение особенностей этого вопроса в социалистических обществах, правовое просвещение в области прав человека, пропаганда международных и советских документов по этим вопросам.
Комиссия занималась целым рядом вопросов, но первоначально ставила своей целью исследовательскую и консультативную работу.
Члены комиссии должны были проанализировать обязательства Советского Союза по международным конвенциям о правах человека в сравнении с законодательством страны, изучить права лиц, признанных психически больными, и сформулировать определение психически больного человека. Термины «политический заключенный» и «умерший человек».
Многие люди обращались к членам Комиссии за юридической консультацией и конкретной помощью. Таким образом, это была особая культура диссидентов, нашедшая живой отклик, оказавшаяся поддержанной и востребованной в обществе.